УСТАНОВЛЕН РЕКОРД ПО КОЛИЧЕСТВУ КЕДРОВЫХ УРОКОВ
На этой неделе в двух московских школах (№1158 и 1450) было проведено 16 кедровых уроков с учениками 1-4-х классов. Общее количество детей, посадивших свои кедровые рощицы с 23 по 31 января, — более 350. Видимо, через несколько лет рощицы, заложенные в эти дни, будут самыми многочисленными.
Главнокомандующим по этой посадке стала Ирина Ворожейкина. В один из последних дней, когда предстояла посадка в 3-м классе, одна девочка, увидевшая её, весело проговорила:
— Ой, это же Земляничка!
Пока Ирина В. говорит про природу, в классах стоит идеальная тишина. Интерес у детей искренний. При переходе к практической части, во время которой детям предстоит подержать в руках шишки, вдохнуть аромат хвои, полюбоваться красивым спилом древесины кедра, малыши всегда оживляется. Кому-то хочется ещё раз вдохнуть прекрасный запах дерева, девочки мечтают о вкусном чае для семьи из хвои, кто-то ощущает настоящее богатство, подержав в руках «русский ананас», т.е. шишку дальневосточного кедра.
От учителя зависит многое: при его заинтересованности у детей повышается доверие и к учителю, и к природе. С интересом наблюдали как одна учительница в нужный момент показала на экране фото соболя. Этим визуально закрепился образ красивого зверька, а не птицы. Дело в том, что на вопрос «Кто такой соболь?» несколько детей ответили так:
— Это, видимо, птица такая, которая ест кедровые орешки…
Следующая волна восторга в ребячьей среде прокатывается в момент работы души в поиске своей мечты. Тёплые мягкие ладошки маленького человека передают живым орешкам кедра своё дорогое и важное в жизни. Возможно, впервые маленький человек за 1-2 минуты выстраивает своей мыслью мостик из прошлого и настоящего в своё прекрасное будущее, где уже есть его семья, где посаженные им деревья стали добрыми няньками всему живому. Чувства трепетны и нежны, и так хорошо всем вокруг от них!
— Ко мне в лес придёт жить медведь! — сказал мальчуган, серьёзно задумывавший желание.
— А как же медведь тебе в хозяйстве помочь сможет?
— Он мёд будет собирать!
— Точно! А ещё что он может?
— Он берлогу себе построит.
— Да, ведь ему надо где-то спать. И когда большой урожай шишек на кедре будет, то он сможет их в большой корзине в дом принести.
— Да, а белки ему шишек в корзину наберут!
Ещё детям интересно послушать и про пользу кедра, который лечит все болезни на свете. Так, один мальчик, когда Ирина В. рассказывала о целебных свойствах орехов, масла, молока, всё время тянул руку.
— Это лекарство! Это лекарство! — старательно говорил он ведущим экоурок.
А когда он понюхал веточку кедра, тут он совсем забеспокоился, так как у него было важное сообщение:
— У меня были сопельки. А потом они куда-то делись, убежали куда-то …
Следом за ним об исчезновении сопелек рассказали ещё три одноклассника. Это тема исследования врачей, ищущих верное лекарство, что от сопелек, что от гриппа!
Завершение урока тоже очень важно. Расскажем только два случая о том, что бывает в конце, когда кедровые орешки уже в земле, анкеты заполнены, скоро прозвенит звонок и закончится ошеломляющий воображение «поход» в гущу природы.
Девочка, о которой упоминалось в самом начале нашего повествования, в конце урока тихо сказала, что назвала свой кедрик Земляничкой. Ведь чудо: корень слова «земля»! И всё этим сказано.
А один мальчик назвал кедр Алексей Иванович.
— Что это ты на стаканчике своём написал?
— Алексей Иванович. Это я так кедр свой назвал.
— Почему ты его так назвал?
— Так звали моего прадедушку.
— Ты знаешь своих прадедушку и прабабушку?!
— Я видел только прабабушку. А прадедушки, когда я родился, уже не было.
— Так почему ты его так назвал?
— Так кедр бы остался бы без имени. Вот я его так и назвал!
Сильными будут те рощи, особенно сильными, раз правнуки своих дедов и прадедов, да землю вспоминают. Чему мы, конечно, очень рады!